Мы проходим в зал «Природа края», здесь вы видите уголок родного леса, видим диораму «Осенний лес» и картину М.М. Яковлева «Степь». Картина «Степь» рассказывает посетителям о состоянии природы края до его заселения. На витрине вы видите коллекцию черенков и побегов кустарниковых растений нашей местности. |
||
|
|
|
![]() |
Рядом с диорамой «Первые поселенцы» мы видим старинные предметы быта: деревянные корыта, прялки, моталки, ступы и толкачи, плетушки – огромные корзины для хранения зерна. Не трудно догадаться, глядя на эти предметы, что основным занятием наших предков было земледелие. Но постоянно приходилось защищать свои границы от нападений кочевых племён. Обратите внимание на древнее оружие. Глядя на это копьё, топор, кальчугу, наконечники стрел, вы сами можете судить о вооружении славян. Внизу на витрине вы видим предметы быта и орудия труда: лемех деревянной сохи, лемехи деревянного плуга, серпы, ножи, вилы, полички – аналог лопаты, лядунки. Внизу: лукошко, севалка (корзина для сева), рубель. Это приспособление для глажения белья: влажную ткань наматывали на скалку и двигали при помощи рубеля.Обратите внимание на приспособление для обмолота зерна - цеп, рядом мы видим крюк и копач. На стендах справа подробная информация о заселении родного края. |
||
|
|
|
Обратите внимание на диораму "Крестьянское поле" (работа Афанасьева-Гостьева и Гусева), которая знакомит нас с тяжелейшим крестьянским трудом. |
|
|
|
|
|
Затем посмотрим диораму "В крестьянской избе", которая показывает нам простоту крестьянского быта. Действительно, изба крепостного крестьянина представляла весьма убогое зрелище: большая семья, нередко состоящая из 15-18 детей, должна была ютиться в одном помещении. Посмотрите на простоту мебели: стол, лавки, кровать, полати. Практически половину избы занимала русская печь. "Крестьянское подворье" (работа Максимовой П. А.) дает нам представление, как выглядел крестьянский двор. Здесь же представлены детские люльки, кстати совсем недавно вошедшая в историю, ведь в сельской местности их продолжали использовать, качая в них детей, до середины XX века. |
|
|
|
Посмотрите на макет ветряной мельницы (работа Коновалова) - это аналог настоящей мельницы, работающей с использованием силы ветра. В нашем музее широко представлен русский народный костюм: сарафаны (фаевый, семечтый), поневы - женская одежда из трёх полотнищ на шнурке, наподобие юбки, порты - мужские штаны, шёлковые платки, зимняя одежда: тулупы, зипуны; мужские рубахи украшает старинная национальная вышивка. На витрине справа предметы быта крестьян, жителей села Новая Чигла: посуда, утюги, замки, шкатулка из хлеба, жбаны, сосуды для лекарств.
|
|
|
|
В музее представлены старинные напольные часы 1882 года из дома местного купца. Вот вы видите тарелку старинной росписи с видами Санкт - Петербурга (работа Кузнецова) из дома местного купца. Дальше посмотрите на деталь деревянной кровати, которая украшена резьбой по дереву. | ||
Перейдя в следующий зал который называется «Дореволюционный период Царская Россия»мы видим картины местных художников. | ||
|
|
Сравните картину и
фотографию |
.На картине Яковлева М.М изображена Покровская церковь. Храм был создан в 1812-1819 годах в ознаменование победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Здание церкви было отличной архитектуры. Это дело рук русских зодчих XIX века. Церковь имела 3 алтаря, много икон, стены были расписаны искусными живописцами . На фресках изображались деяния святых , события священной истории, главный алтарь имел богатейшие оформление. Перед алтарём находился клирос. Имела паровое отопление. Высокая колокольня имела 3 яруса : в I висел большой колокол , весил 361 пуд 12 фунтов, на II ярусе был прикреплён часовой колокол весом 120 пудов ( к меди для звучности добавили часть серебра ). Вокруг церкви находилась кирпичная ограда, верх её был покрыт железом.За оградой стали хоронить священников, купцов, раз знатных людей . Вокруг церкви разбили сад, возле построили караулку. Церковь бала освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы и назвалась Покровской. Нередко Новая Чигла в официальных документах того времени называлась Покровское, Новопокровское. Вцерковь разрушили. В1935-1938г., в период тотального отрицания религиозных ценностей прекрасный храм был разрушен. Сейчас на его месте – только развалины. |
|
![]() |
|
В настоящее время в селе действует Вознесенский храм, построенный по проекту воронежского архитектора Знобишина на средства местного купца и промышленника Хихина в 1882 году. В храме проходят службы. В праздничные и воскресные дни над селом летит малиновый колокольный звон. Картина Лукьяновой В.Т. |
|